..................................................................................................................................................................................................................................

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ АРТ-ФЕСТИВАЛЬ Семейной Мастерской Тарасовых РОССИЯ - ИНДИЯ - ТИБЕТ

 

ДОРОГАМИ ФЕСТИВАЛЯ 2008

События - Музей Рериха........................ ДАЛЕЕ...

Педсовет в детском доме..................... ДАЛЕЕ...

Политехнический музей........................ ДАЛЕЕ...

Встречи в нашей Мастерской............... ДАЛЕЕ...

События Санкт - Петербург.................. ДАЛЕЕ...

09

 

 

 

 

 

09

 

 

 

 

 

09

 

 

 

 

 

 

 

Журнал"Моя Москва" 4, 2008 Рубрика: Культура и искусство


Вхождение в тайну

В третий раз проходит в России фестиваль «Россия-Индия-Тибет». Интерес россиян к культуре древнего Тибета и Индии зиждется на вечных ценностях: любви и сострадания ко всему живому. И еще – на стремлении постичь мудрость древних, расширить границы своих интеллектальных и творческих возможностей.

ГОСТИ
Из крупнейшего тибетского монастыря Дрепунг Гоман Дацан в столицу приехала делегация буддийских монахов. Впервые в России была построена мандала, посвященная Зеленой Таре. Мандала – это разноцветная окружность с вписанным в нее квадратом. Она является символом космоса и определяет место человека в мироздании. «Войти в мандалу» – значит войти в состояние бытия, где пребывает божество.

КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ?
В течение недели монахи кропотливо выкладывают на плоской платформе в замысловытый орнамент миллионы цветных мраморных песчинок. В древности для построения мандалы использовались порошки из драгоценных и полудрагоценных камней. Построение мандалы сопровождается чтением мантр, звучанием флейт, барабанов и других музыкальных инструментов.
Песок льется на платформу из узкой металлической трубки, называмой «чакпур», которую трут другим чакпуром, создавая достаточную вибрацию для песчинок, что¬бы они могли просачиваться через тонкое отверстие трубки. Два чакпура символизируют союз мудрости и сострадания.

САКРАЛ
Вообще все мандалы имеют тайное значение. На внешнем уровне они представляют мир в божественной форме, на внутреннем уровне – пробуждение человеческого сознания, на тайном – гармонию тонких энергий тела и сознания. Считается, что при построении мандалы на человека нисходят космические энергии и высшая благодать, многие избавляются от недугов, эмоциональных беспокойств и психологических проблем, происходит очистка на всех трех уровнях. Мандалы создаются тогда, когда возникает потребность в восстановлении окружающей среды, в гармонизации окружающего пространства. И тогда монахи создают мандалы там, где это необходимо.

РОЖДЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ
Рождение мандалы относится к VIII веку до.н.э.
Как мы уже отметили, до сравнительно недавнего времени мандалы были частью сакрального ареала и как форма искусства публике не представлялись. «Прорыв» в этом плане совершили художники. Инициатива «культурного подношения» мандалы народам России принадлежит некоммерческому партнерству «Ступени творчества» и Семейной мастерской художников Тарасовых.
С 2003 года художник Дмитрий Тарасов изучает традиции буддизма. Удивительным образом они нашли отражение в созданном им авторском методе «форм-арт», где керамическая лепка фактурно соединена с рисованием. Дмирий создал пять мандал, в том числе Мандалу пяти Будд и несколько изображений буддийских божеств. Он рассказывает:
– Каждый элемент мандалы имеет свое значение. Так, квадрат должен быть сориентирован по четырем сторонам света. Причем в Индии он ориентирован на восток, а в Тибете – на запад. Существует бесконечное множество мантр. Их используют во время медитации как источник силы и концентрации внимания. Вообще же все искусство тибетцев – это искусство сакральное, включая танец, песнопения, музыку, масляную скульптуру (исключительно тибетский вид искусства!), также изготовление изысканных мандал. Поэтому не случайно, в России построение мандалы проводится в музеях – это особое произведение искусства.

– Как объяснить тот факт, что скрупулезно создаваемые, несущие в себе глубокие мотивации добра и блага всему земному, эти произведения разрушаются самими же создателями?

– Церемония разрушения мантры не менее сакральна, чем ее построение. Смысл заключается в постижении мудрости единства и одиночества, соединения и непривязанности. Монахи, которые в начале построения мандалы молятся о нисшествии божеств, на церемонии разрушения, или «сметания», мандалы обращаются к божествам с просьбой вернуться в свои сокровенные обители. Их символы – цветной песок – искусно собирается ведущим монахом и помещается в урну. Затем этот песок монахи относят к реке или океану и в своих молитвах просят, чтобы защитные духи воды приняли этот освященный песок на благо всех существ. Когда же очищенная вода поднимется из океана к облакам и упадет дождем на планету, она очистит землю и всех ее обитателей. Часть благословенного песка монахи раздают тем, кто присутствовал на церемонии создания и разрушения мандалы, чтобы люди отнесли его домой, высыпали в воду или вокруг своего дома для защиты пространства. Мраморный песок, из которого строится мандала, считается священным. Гала, супруга Дмитрия, в этом году приложила немало сил, чтобы фестиваль «Россия-Индия –Тибет» состоялся и получил свое дальнейшее шествие по городам России: Москва–Пермь–Барнаул–С.-Петербург – Москва. Шесть месяцев напряженной работы, согласование оргвопросов, поиск финансов, проведение выставок, лекций, мастер-классов, благотворительных акций по сбору средств для строительства монастыря буддийских монахов в Тибете, где, кстати, учатся и российские буддисты (в России свыше миллиона буддистов), – для чего все это ей, успешному художнику, как и Дмитрий, члену Союза дизайнеров России?
– Каждый человек несет в себе живую, светлую душу, но не каждый в полной мере осознает свой внутренний потенциал. Наполниться радостью и светом, освободиться от жесткости, научиться понимать суть любых явлений, ощутить безграничность своих возможностей, изменить свои взаимоотношения с миром – в этом я вижу сегодня свою задачу, – объясняет она и продолжает: – Что не дает людям стать такими? Много столетий назад Сангье Менла (Будда Медицины), полностью раскрыв в себе просветленные качества, увидел три яда, мешающие человеческому счастью и гармонии, – это неведение, привязанность и агрессия. Чтобы исправить эту ситуацию, необходимо противоядие. Таковым является Мандала Будды Медицины. И, наверно, неважно, откуда к нам приходит благодать, главное, что это – позитивные энергии, растворяющие зло и восстанавливающие гармонию отношений между живыми существами на планете.
В 2006 году Москве, в музее Н.К. Рериха, тибетские монахи неделю строили из цветного мраморного песка мандалу, посвященную Будде Сострадания. Почему именно ему? Должно быть, им лучше известно, чего нам, жителям миллионного мегаполиса, больше всего не хватает.

Вера Болдычева

 

© СЕМЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ ТАРАСОВЫХ 2009
artway@mail.ru

Hosted by uCoz