..................................................................................................................................................................................................................................

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ Семейной Мастерской Тарасовых РОССИЯ - ИНДИЯ - ТИБЕТ

 

Организаторы:
НК «Ступени творчества»,
«Семейная Мастерская Тарасовых»

Партнеры Фестиваля:

Музей имени Н.К. Рериха (Москва),
Политехнический музей (Москва),
Культурный центр «Моя Москва» (Москва),
Библиотека имени В. Маяковского (С.-Петербург),
Музей искусств (Красноярск),
Дом дружбы народов (Казань),
Музей имени Сампилова (Улан-Удэ).
путешественник Валентин Ефремов (Н.Новгород)
Пермский театр кукол (Пермь)
Этно-футуристический фестиваль «Камва»(Пермь)

 

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

 


Художников Дмитрия и Галину Тарасовых нечасто застанешь теперь в Перми. Три года назад в их жизни начался «гастрольный период», и сегодня «Семейная Мастерская Тарасовых» работает в основном в Москве и Петербурге. Однако время от времени Дмитрий и Гала возвращаются в город, где родилась их авторская методика, позволяющая за два-три дня пробудить в любом взрослом человеке «инстинкт творчества» и даже превратить его в оригинального художника.
Очередным поводом для возвращения стал IV Международный арт-фестиваль «Россия – Индия – Тибет». Накануне его официального открытия Дмитрий и Галина Тарасовы провели небольшой мастер-класс – обычный и уникальный одновременно. Вместе с горожанами, пожелавшими ощутить радость творчества, в нем приняли участие тибетские монахи, впервые взявшие в руки кисти и краски.
…Всякий раз, приходя к Тарасовым, я поражаюсь, как легко, словно играючи, пишет Дмитрий свои картины. Он и не скрывает, что рисование – не академическое, «как надо», а интуитивное, «как нравится», – действительно сродни игре. Не случайно первыми учителями, натолкнувшими его на создание новой методики, были именно дети – малыши двух-трех лет: не подчиняясь правилам, не обращая внимания на задания, они включались в процесс рисования (и уходили в него с головой!) лишь тогда, когда чувствовали энергию творчества, идущую от самого художника. Им было интересно только то, что было искренне интересно ему. Так произошло открытие: «Оказывается, энергия творчества передается!»
  Сегодня свои семинары и мастер-классы Тарасовы называют именно передачей. Внешне это выглядит так. Разместившись на полу – и поначалу очень сомневаясь, что из затеи что-нибудь получится! ­– люди открывают краски и получают из рук художника кисти. «Берегите их, они волшебные!» – шутит Гала. А дальше происходит обыкновенное чудо. Наблюдая за тем, как быстро, будто по мановению волшебной палочки, появляются на листке у Дмитрия трава и деревья, долины и горы, черно-белая зимняя ночь и осеннее буйство цвета, люди тоже тянутся к бумаге и вдруг по-настоящему забывают о том, что «не умеют» рисовать.
Они погружаются в свои чувства, сосредотачиваются на процессе, и вот уже движения рук становятся все увереннее, сочетания цветов – все смелее, работы – все неожиданнее. И лишь когда мастер-класс заканчивается, возникает естественное желание посмотреть на то, что получилось у других, удивиться несхожести почерков, порадоваться своим и чужим находкам. А еще запоздалой волной накатывает удивление: «Неужели это действительно нарисовал я?!»
Не скрою, что в этот раз с наибольшим интересом наблюдала я за гостями из Тибета. И дело даже не в том, что их пейзажи отличались фантастическими сочетаниями красок («словно с другой планеты!» –­ как заметила одна из участниц мастер-класса). Просто богатство их культурной традиции столь велико, что учеба в Тибете западных специалистов: врачей, тренеров, музыкантов – не вызывает удивления. А вот мысль, что и тибетцы могут у нас чему-то поучиться, поначалу не укладывается в голове.
Однако мои сомнения быстро рассеивает Дымбрыл Дашибалданов, наш соотечественник из Бурятии. Уже много лет он живет в Индии и обучается в буддийском университете Дрепунг Гоман, а в Пермь прибыл в составе тибетской делегации – в качестве переводчика. Оказывается, впервые о художниках Тарасовых он услышал еще в Индии – от однокурсников, побывавших в нашем городе.       
– Мы строим для Перми буддийскую мандалу как наше культурное подношение и в то же время учимся у русских художников рисованию, – рассказывает Дымбрыл. –  Ведь миссия монаха – нести в мир добро, поэтому мы должны уметь выразить его и словами, и через искусство, будь то насыпанная из песка мандала или написанная гуашью картина. Конечно, сравнивать их сложно. Мандала опирается на традицию и создается по канону, здесь от человека как от художника ничего не зависит. В рисовании же можно выразить себя, свои чувства, что-то подправить или переделать. Но и в том, и в другом случае все элементы должны перетекать друг в друга, а цвета – гармонично сочетаться. Тогда возникает искусство.
О другой, внутренней стороне рисования говорил Отог Ринпоче Тендзин Дамчой, глава тибетской делегации. Он обратил внимание на то, что, отдаваясь творчеству, люди становятся спокойнее, гармоничнее, в их душе на это время устанавливается мир. И тогда появляется чувство, которое так ценят тибетцы, – что все живое есть единое целое.
Несколько лет назад Дмитрий и Галина Тарасовы сами поняли, что на своих семинарах учат людей не только рисованию.
– Рисование возникает скорее как побочный эффект, – объясняет Дмитрий. – Принцип и смысл совсем в другом. Это полное приятие себя, своих ощущений, чувств и, конечно, всего, что ты создаешь. Получается, наша методика больше связана с личностным раскрытием, с развитием внутренней свободы. От тибетских монахов я слышал, что во время рисования с нами они очень быстро приходят к той «точке тишины», которая обычно достигается ими с помощью особых практик. Иначе говоря, когда человек творит, происходит затухание многих внутренних конфликтов, снимается глубинное напряжение. И когда груз сбрасывается, происходит самое важное: человек раскрывается в любой деятельности, с которой связан, – в бизнесе, в управлении, в творчестве, в ведении домашнего хозяйства…
Наверное, именно этим можно объяснить тот факт, что на занятия к Тарасовым приходят самые разные люди. И каждый раз, отдавая, художники получают, ведь всякое со-творчество приносит Дмитрию и Галине новый опыт. Им доводилось рисовать в Пермском окноцентре вместе с больными детьми и их родителями. В Санкт-Петербурге в творчество погрузились те, кто в годы войны пережил блокаду Ленинграда. В Троице-Сергиевой лавре взяли в руки кисти православные священники. Сотрудничество с монахами из Дрепунг Гоман дацана, возникшее четыре года назад, когда тибетцы впервые приехали в Пермь, – лишь один из подарков судьбы.     

­– Монахи – мудрые люди, их советы хорошо помогают нам в развитии методики, – говорит Галина. – В наших занятиях они увидели своего рода духовную практику, ценность которой в том, что она совместима с повседневными делами современного человека. Ведь именно тишины, радости и свободного творчества так не хватает людям, живущим в бешеном ритме большого города.
Тибетцы тоже не прочь ввести у себя занятия рисованием по методике Тарасовых. Однако они быстро почувствовали, что передать эту методику могут только ее создатели. И как знать – быть может, поездка в университет Дрепунг Гоман в статусе учителей будет для Дмитрия и Галины очередным подарком судьбы.
P.S. На следующий день я вновь на минутку забежала к Тарасовым. Во время репетиции возникла пауза, Дмитрий и шестеро монахов сидели за столом в гримерке. Все с увлечением рисовали.

Светлана Королева

© СЕМЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ ТАРАСОВЫХ 2009
artway@mail.ru

Hosted by uCoz